Учитель английского языка Колтавская Анна Александровна
Добро пожаловать
на сайт учителя английского языка
Левченкова Павла Александровича
 
 
Главная О себе Портфолио Проекты Публикации
 








в помощь ученикам

в помощь учителям

в помощь родителям

классное руководство

Вопросительные предложения (Questions)

В английском языке все типы предложений строятся согласно определенного порядка слов.

В отличие от русского языка, в котором вопросительные предложения отличаются только интонацией и вопросительным знаком в конце предложения, в английском языке в вопросительном предложении выстраивается "обратный" порядок слов (сказуемое или его часть стоит перед подлежащим):

  • Are you a doctor? - Вы врач?

  • Do you like apples? - Вы любите яблоки?

  • Can you swim? - Вы умеете плавать?

Принято различать несколько типов вопросов:

  • общий вопрос (General Question);
  • специальный вопрос (Special Question);
  • вопрос к подлежащему (Who/What-question);
  • альтернативный вопрос (Alternative Question);
  • разделительный вопрос (Tag Question).

Общий вопрос (General Question)

Такой тип вопроса используется для получения подтверждения или опровержения всего высказывания, т.е. ответа "да" или "нет". Отвечая на общий вопрос можно дать развернутую информацию, но чаще всего используется краткий ответ (Yes, местоимение + вспомогательный глагол / No, местоимение + вспомогательный глагол + not). Общий вопрос строится по следующей схеме:

Вспомогательный глагол + подлежащее + основной (смысловой) глагол ...?

  • Do you ride a bike? - Вы на велосипеде ездите?

Выбор вспомогательного глагола зависит от используемой видо-временной формы ("времени") основного глагола.

  • Does he play volleyball? - Он играет в в олейбол?
  • Did she go shopping? - Она ходила за покупками?
  • Will you take your cat with you? - Вы кота с собой возьмете?
  • Have you been to Paris? - Вы в Париже бывали?

Надо помнить, что в английском языке есть "особые" ("самостоятельные") глаголы, которые при построении вопросительных предложений не требуют вспомогательного глагола. Это глагол "to be", модальные глаголы ("can", "may", "must", "shall", "will", "should", "ought to"), глагол "to have" (если в предложении используется форма этого глагола "to have got").

  • Is he tall? - Он высокий?
  • Can you play the guitar? - Ты умеешь играть на гитаре?
  • Have you got a ticket? (but: Do you have a ticket?) - У тебя есть билет?

Специальный вопрос (Special Question)

Такие вопросы используются для получения более подробной информации. Специальные вопросы задаются к различным частям предложения и всегда начинаются с одного из вопросительных слов (Question Words (QW): "Who", "What", "Why", "Where", "When", "How", "Which", "Whose"). Специальный вопрос строится по следующей схеме:

QW вспомогательный глагол + подлежащее + основной (смысловой) глагол ...?

  • Where did he spend his summer holiday? - Где он провёл свой летний отпуск?
  • When does she come? - Когда она приезжает?
  • How much time do we have left? - Сколько у нас еще времени?

"Самостоятельные" глаголы не требуют вспомогательного и употребляются в специальном вопросе сразу после вопросительного слова:

  • Why are you so unreliable? - Почему ты такой не обязательный?
  • When can she come? - Когда она сможет подойти?
  • What have you got in your bag? - Что у вас в сумке?

Вопрос к подлежащему (Who/What-question)

Среди специальных вопросов отдельно выделяют вопросы к подлежащему. Дело в том, что вопросительное местоимение ("Who", "What") выступает в роли подлежащего. Поэтому такие вопросы строятся согласно прямого порядка слов (как в повествовательном предложении). Вопросы к подлежащему строится по следующей схеме:

Who / What + основной (смысловой) глагол ...?

  • Who knows the answer? - Кто знает ответ?
  • Who doesn't like apples? - Кто не любит яблоки?
  • What is broken? - Что разбито?

Альтернативный вопрос (Alternative Question)

Этот типа вопроса подразумевает выбор отвечающего на вопрос одного из двух лиц, предметов или явлений и может быть задан к любому члену предложения. Альтернативный вопрос может начинаться со вспомогательного глагола или вопросительного слова, при этом в нем всегда присутствует часть предложения с союзом "или" ("or"). Первая часть вопроса (до союза "or") произносится с повышающейся интонацией, а вторая (после союза "or") - с понижающейся. Порядок слов в таких вопросах - "обратный" (т.е. подлежащее или его часть стоит перед подлежащим, кроме вопросов к подлежащему):

  • Do you like apples or pears more? - Ты любишь больше яблоки или груши? 

Ответы на альтернативные вопросы ко всем членам предложения (кроме вопросов к подлежащему) даются в полной ворме:

  • Do you like apples or pears more? - I like apples more. - Ты любишь больше яблоки или груши? - Я больше люблю яблоки.
  • Do you or does your brother like apples more? - I do. - Ты или твой брат больше любите яблоки? - Я.

Если альтернативный вопрос задается к подлежащему, то вспомогательный глагол ставится и перед первым подлежащим, и перед вторым. Ответ на такой вопрос дается краткий:

  • Did you or did your sister get excellent mark in the exam? - Ты или твоя сестра получили по экзамену оценку "отлично"?

Если альтернативный вопрос относится к определению подлежащего, употребляется прямой порядок слов:

  • What tree grows longer: conifer or foliferous? - Какое дерево растет дольше хвойное или лиственное?

Разделительный вопрос (Tag Question).

Такой тип вопроса часто используется для выражения сомнения или недоумения и состоит из двух частей: главной (информативное предложение с прямым порядком слов) и дополнительной ("хвостик" - краткий вопрос с обратным порядком слов, который переводится "не так ли?", "не правда ли?" или "так?", "правда?"):

  • You have already done your homework, haven't you? - Ты уже сделал домашнюю работу, не так ли?

Если главная часть вопроса - повествовательное предложение в утвердительное форме, то "хвостик" вопроса будет состоять из вспомогательного глагола, частицы "not" и местоимения:

  • You saw Alex yesterday, didn't you? - Ты вчера видел Алекса, правда?

Если главная часть предложения - повествовательное предложение в отрицательной форме, то "хвостик" будет состоять из вспомогательного глагола и местоимения:

  • You didn't see Alex yesterday, did you? - Ты вчера не видел Алекса, правда?

Надо помнить, что отрицательные местоимения "nothing" ("ничто"), "nobody" ("никто"), no one ("никто"), no ("никакой"), "neither of" ("ни один из"), "never" ("никогда") и другие делают предложение отрицательным, и в "хвостике" вопроса частица "not" не ставится:

  • Nobody has been there before, hasn't he? - Никто там ещё не был, не правда ли?

Если в главной части вопроса используется один из "особых" ("самостоятельных") глаголов, то и в "хвостике" ставится этот же глагол (вспомогательный глагол не требуется):

  • You can swim, can't you? - Ты же умеешь плавать, не так ли?
  • This book is interesting, isn't it? - Это книга интересная. на так ли?
  • You will cook dinner tonight, won't you? - Ты же приготовишь ужин сегодня, правда?

Разделительный вопрос может выражать прямую просьбу или приказ. Тогда в "хвостике" используется глагол "will/won't" или "can/can't" ("could/couldn't"). Если просьба выражается через фразу "let's" (давайт, давайте), то в "хвостике" используется глагол "shall":

  • Please, buy some apples, will you? - Купи, пожалуйста, немного яблок, хорошо?
  • It's dark. Please, switch on the light, can't you? - Темно. Включи, пожалуйста, свет, хорошо?
  • Let's go for a walk, shall we? - Давай пойдем гулять, хорошо?

NB: запомни!

  1. Если в главной части вопроса используются местоимения anybody, anyone, these, those, everyone, everybody, someone, somebody, no one, nobody, то в "хвостике" будет использоваться местоимение "they":
    • Everyone has come, hasn't they? - Все собрались. на так ли?

  2. Если в главной части вопроса используются местоимения that, this, то в "хвостике" будет использоваться местоимение "it":
    • That is his plan, isn't it? - Таков его план, на так ли?

  3. Если в главной части вопроса используются форма "am" (глагол "to be" в настоящем времени в 1 лице ед.ч.), то в "хвостике" будет использоваться вспомогательный глагол "are/aren't":
    • I am late for the class, aren't I? - Я опоздал на урок, не так ли?

 

тренировочные упражнения

назад к списку